Телефонный сигнал из Ужгорода

Пример американской корпорации Jabil Circuit показывает, что мировые производители заинтересованы в размещении своих производств на территории Украины. Их привлекают удобное географическое расположение страны и высокая квалификация недорогой рабочей силы, а пугает непоследовательность государства по отношению к инвесторам

 

"Сейчас мы выпускаем в Ужгороде примерно пятьдесят тысяч мобильных телефонов в неделю, — говорит генеральный директор завода Jabil Circuit Ukraine Филипп Костемаль. — Я могу показать производство, если вы пообещаете, что не будете называть торговую марку нашего заказчика". Это один из крупнейших мировых производителей, и он сейчас не хочет предавать огласке то, что его мобильные телефоны выпускаются в Украине.

Что там за рамкой

Прежде чем пройти в производственный цех, надеваем на обувь специальные резинки, которые предохраняют от удара током и снимают статические заряды. В цеху можно разговаривать, не повышая голоса. Отсутствуют неприятные запахи, без которых не обходятся отечественные электронные заводы, особенно цеха, где ведется пайка или сварка. На удивление маленький склад. Сотрудники поясняют, что схемы поставок рассчитываются так, чтобы комплектующие поступали сразу на производственные линии, а готовые изделия — грузились на автомашины.

Огромное помещение разделено на две производственные зоны: справа собирают стриммеры (устройства для записи информации на магнитную ленту, которые применяются для резервного хранения данных) для компании Hewlett Packard, на площадке слева идет сборка мобильных телефонов. Чтобы попасть в эту зону или выйти из нее, необходимо пройти через рамку металлоискателя, наподобие тех, которые установлены в аэропортах, — чтобы ничего лишнего не принесли и, главное, не вынесли.

Костемаль демонстрирует две производственные линии (вторая была запущена лишь неделю назад), на которых печатная плата — лист пластмассы, с двух сторон покрытый медью — обрастает радиодеталями, постепенно превращаясь в мобильный телефон. На этой линии происходит установка элементов, а также пайка — и все без участия человека. После этого полученную заготовку тестируют, устанавливают фотокамеру и экран, прошивают программное обеспечение и отдают заказчику. В принципе это готовый телефон, только без корпуса. Заказчику остается поместить его в корпус со своим логотипом, добавить аккумулятор, зарядное устройство и инструкцию по эксплуатации, а также упаковать в красивую коробку.

Мощность предприятия — 180 тыс. мобильных телефонов в неделю. Производственные линии вводятся поэтапно: до конца года будет введена в эксплуатацию еще как минимум одна линия, и еще несколько — в начале следующего года.

Сейчас в Ужгороде производят только одну модель мобильника — это аппарат среднего класса с фотокамерой. Сотрудники предприятия рассказывают, что с января начнут выпускать еще нескольких моделей, в том числе и с раскладным корпусом. "Все производство экологически чистое и соответствует всем требованиям Евросоюза", — говорит Костемаль. Перенастраивает линию на производство новой модели специальная программа, причем весь процесс занимает всего тридцать секунд. Правда, у отечественных специалистов на это уходит немного больше времени — сказывается недостаток опыта.

У нас должно получиться

Американская корпорация Jabil Circuit — один из шести мировых лидеров в сфере контрактного производства электронной техники (EMS). Ее продукция затем поступает на рынок под торговыми марками Philips, Hewlett-Packard, Cisco, Alcatel, IBM, Nokia, Siemens, Valeo и многих других известных брендов. Некоторые владельцы торговых марок прибегают к услугам таких компаний, как Jabil, в случае, если собственные производственные мощности не могут обеспечить потребности рынка, другие таким образом избавляются от производственных проблем, а сами сосредоточивают свою деятельность в сфере разработок, организации сбытовых сетей и маркетинговых коммуникаций, а также сервисного обслуживания.


В последнее время благодаря низкой стоимости производства EMS-компании получают все больше заказов — эти предприятия проявляют большую гибкость при распределении производственных ресурсов. Кроме того, они дополнительно экономят на затратах, вынося заводы в регионы с дешевой рабочей силой. Выгоднее всего строить заводы в Китае или Вьетнаме — там можно платить самую низкую зарплату. Но на динамичном европейском рынке даже несколько недель, необходимых для поставки продукции из Азии, могут стать причиной поражения в конкурентной борьбе. Именно поэтому Jabil и другие производители стремятся размещать производства поближе к Евросоюзу. Наиболее перспективными считаются Болгария, Румыния, Украина, Россия, а также страны Северной Африки

К тому моменту, когда корпорация Jabil пригласила француза Филиппа Костемаля возглавить новый завод, он уже успел поработать на нескольких предприятиях в Восточной Европе. Тогда в руководстве корпорации не было единого мнения о том, где именно стоит разместить предприятие. Костемаль настаивал на Украине. Преимуществами нашей страны он считает не только удобное географическое положение (по соседству с европейским рынком сбыта и рядом с уже действующим заводом Jabil в Венгрии), но и высокую квалификацию сотрудников при невысоком уровне заработной платы.

"Украина имеет лучшую систему подготовки специалистов в электронной промышленности, чем Болгария или Румыния. Мне неприятно видеть, когда умные, трудолюбивые, хорошо образованные люди вынуждены искать работу за границей. Это трагедия и для человека, и для страны: ведь Украина через свою систему образования финансирует подготовку специалистов для других государств, являющихся ее конкурентами. До распада Советского Союза электронная промышленность бурно развивалась именно в УССР. Если у Венгрии получилось создать собственную электронную промышленность, то это тем более получится у вас", — убежден Костемаль.

Пришел и остался

Jabil Circuit Ukraine — украинская дочка транснациональной корпорации — начала работать в 2004 году, получив статус субъекта свободной экономической зоны (СЭЗ) "Закарпатье". Производственный цех компания разместила в здании, где раньше находилась автомастерская. Теперь там располагается учебный центр. Первым заказчиком украинского завода стала компания Hewlett Packard. Одновременно Jabil подыскивала территорию для строительства нового завода. Но осуществиться этим планам помешала отмена в конце марта прошлого года льгот для субъектов СЭЗ. В странах Евросоюза СЭЗ — общепринятая практика для экспортеров. Но необходим контроль над этими зонами, чтобы они не превращались в налоговые дыры


"В странах Евросоюза СЭЗ — это общепринятая практика для производителей, которые экспортируют всю свою продукцию.

Отмена льготных условий произошла для нас неожиданно и значительно замедлила темпы развития нашего завода. Jabil — серьезная корпорация, котирующаяся на международных биржах. Мы просто не можем использовать льготы не по назначению", — говорит вице-президент по операциям компании Jabil-Europe Тревор Кей. По его мнению, СЭЗ необходимы стране, но также нужны эффективные механизмы контроля над этими зонами, чтобы они не превращались в налоговые дыры.

После отмены льгот некоторые инвесторы стали сворачивать свои производства в Украине. Так, корпорация Yazaki на треть сократила выпуск своей продукции. Однако компания Jabil решила продолжать работу.

В ноябре прошлого года правительство частично вернуло льготы. Субъектам СЭЗ, прошедшим специальную сертификацию, разрешили закупать комплектующие и сырье за рубежом без уплаты НДС и таможенных сборов при условии экспорта готовой продукции в течение девяноста дней, а также использования авалированных векселей (вексель на уплату таможенных сборов в этом случае выступает финансовой гарантией вывоза продукции за границу). Такую сертификацию в Украине прошли три компании, в том числе и Jabil Circuit Ukraine. Сейчас производство развивается на освободившихся площадях компании Yazaki, которые Jabil арендует, но уже весной следующего года корпорация собирается завершить строительство собственного завода.

Если до осени этого года объем инвестиций Jabil в Украину составлялоколо одиннадцати миллионов долларов, то в строительство нового завода компания уже инвестировала двадцать миллионов долларов, причем восемнадцать из них — непосредственно в возведение здания и два — в создание местной инфраструктуры. Еще двадцать миллионов долларов компания инвестирует в оборудование. Таким образом, суммарный объем инвестиций превысит 50 млн долларов. До 2010 года корпорация собирается построить вторую очередь завода, вложив в него еще около 40 млн долларов.

"Инвестируя в строительство нашего завода, мы опасаемся, что Украина не предоставит льготы для СЭЗ. В этом случае наши инвестиции не дадут ожидаемого результата, — говорит генеральный директор завода. — На каждую машину с комплектующими нужна куча бумаг. На авалированный вексель надо поставить печати банка, налоговой службы и таможни. Для предприятия, которое работает круглосуточно, семь дней в неделю, и имеет дело с огромным количеством комплектующих, справиться с таким ворохом бумаг невозможно. Компании нужно нанять еще несколько тысяч сотрудников только для того, чтобы оформлять эти векселя. При сохранении такой системы мы не сможем производить здесь товары, которые требуют большой номенклатуры комплектующих. Кроме того, из-за высоких таможенных платежей мы не сможем установить в Закарпатье со-временное оборудование. Тогда мы будем производить на украинском предприятии низкотехнологические операции, с большой долей ручного труда и малым количеством комплектующих. Это не тот масштаб, который мы хотели бы иметь в Украине"


Костемаль также считает, что льготы нужны для того, чтобы инвесторы, вкладывающие средства в Украину, чувствовали себя не менее уверенно, чем те, кто инвестирует в Румынию или Болгарию. С 1 января 2007 года обе эти страны войдут в ЕС, что означает быстрое решение таможенных вопросов и отсутствие проблем с возвращением налога на добавленную стоимость. Фирмы Solectron и Celestica — конкуренты Jabil — строят свои заводы в Румынии, где смогут воспользоваться режимами специальных экономических зон. "У наших конкурентов появятся значительные преимущества. Мы хотели бы работать в условиях, не хуже тех, которые получат наши конкуренты", — поясняет Филипп Костемаль.

Успех города Ленина

Jabil стремится использовать комплектующие украинского производства. "Успешность нашего украинского подразделения зависит от того, сможем ли мы создать эффективные цепочки поставок внутри страны. Но пока в Украине необходимые нам комплектующие не производятся. Jabil ведет переговоры с поставщиками, чтобы те тоже пришли в Закарпатье. Мне хотелось бы видеть здесь большой индустриальный парк. Но они пока не торопятся выносить свои производства в Украину, зная, что мы столкнулись в ней с трудностями. Сейчас получается, что украинская сталь продается в страны Азии, там перерабатывается в детали, из которых собирается готовое изделие. В результате добавленная стоимость создается за пределами Украины. Развитие электронной промышленности будет способствовать тому, что добавленная стоимость начнет создаваться здесь. Если сюда придут наши поставщики, то в Украине возникнет огромный рынок сбыта для местной стали. По нашим расчетам, одно рабочее место в электронной промышленности способствует созданию трех рабочих мест в смежных отраслях", — говорит гендиректор.

Наличие развитой электронной промышленности — подспорье и для других отраслей: автомобильной, аэрокосмической. Ведь электроника в современном мире присутствует во всех продуктах, от стиральных машин до космических кораблей. В качестве примера Тревор Кей приводит венгерское предприятие Jabil в Тисайвароше. Оно начало работать шесть лет назад, используя только импортируемые комплектующие, а сейчас большинство поставок — местного производства. В Венгрии появились кластеры предприятий, которые снабжают друг друга почти всем необходимым.

Между Ужгородом и Тисайварошем менее двухсот километров. На переезд у нас уходит три часа — дороги забиты фурами. "Когда я шесть лет назад приехал в Тисайварош, здесь на улицах практически не было автомобилей. Только вот это старье". — (Тревор кивком головы показывает на старый "Трабант". Машина с потрескавшимся кузовом каким-то чудом оказалась в одном ряду с современными автомобилями, припаркованными вдоль тихой улочки венгерского городка.) — "Сейчас такие автомобили в этом городе — большая редкость", — продолжает он.

На русский язык название Тисайварош переводится как "город на Тисе". До 1990 года он именовался Ленинварош (город Ленина). Хотя в нем живут около двадцати тысяч человек, город не выглядит провинциальным: улицы освещены и даже на его окраинах светло, несмотря на туман и поздний вечер. За время недолгой прогулки мы увидели итальянский ресторан, супермаркет, автосалон. Шесть лет назад ничего, кроме разваливающейся городской инфраструктуры, в Тисайвароше не было.

В 2000 году Тревор Кей приехал, чтобы оценить индустриальную площадку, которую подготовили городские власти. Мэрия венгерского города решила из поступающих в городской бюджет средств несколько миллионов долларов направить на создание индустриальной зоны. Для этого город выделил землю, построил автодорогу, подвел электроэнергию, воду — всю ту инфраструктуру, которая необходима для создания и работы крупного промышленного предприятия. Аналогичные площадки создавали и другие города Венгрии. Тогда в стране было подготовлено более сотни промплощадок, информация о которых в общегосударственном реестре была доступна инвесторам. Эти сведения получила и корпорация Jabil Circuit, планирующая строить в Восточной Европе новое предприятие.


Получив информацию о разных индустриальных зонах и оценив преимущества и недостатки каждой из них, Jabil Circuit шесть лет назад начала строительство завода в Тисайвароше. Сейчас на этом предприятии работают около трех тысяч сотрудников, здесь производятся мобильные телефоны, видеотехника и многое другое.

Завод Jabil окружен невысоким забором и канавой. Само производство размещается в двух зданиях — бетонных коробках с множеством ворот, через которые разгружаются и загружаются два десятка огромных автофургонов. Производственная площадка разбита на десяток зон по названию заказчиков, например, в зоне Philips производятся телевизионные тюнеры. "Завод в Украине будет лучше венгерского. Предприятие оборудуют самой совершенной техникой, а работать на нем будут около пяти тысяч человек", — говорит Филипп Костемаль.

Надо их удержать

Jabil — не единственный транснациональный концерн, пришедший в Венгрию. Власти этой страны еще в 90-х начали работу по привлечению инвесторов. В 2000 году в этой стране насчитывалось 112 промышленных парков, а с 1994 по 2003 годы в них было создано более тысячи предприятий. К тому же, любое иностранное предприятие может получить статус свободной таможенной территории. Этим воспользовалось более ста транснациональных компаний, среди которых Bosch, Flextronics, GE, Philips, Siemens, Nokia, TDK, Hitachi, Sanyo, Motorola, Lucent, Ericsson, IBM, Sanshin, Samsung, Sony. Привлекательность свободных таможенных территорий объясняется тем, что в них не взимаются таможенные пошлины и НДСпри ввозе оборудования, сырья и комплектующих. Кроме того, облегчается таможенное оформление грузов, поскольку таможенно-пропускной пункт находится непосредственно на территории предприятия. Инвесторы также на протяжении десяти лет с момента создания предприятий могут пользоваться льготами, предоставляемыми промышленными парками: уменьшение платы за коммунальные услуги, освобождение от налога на прибыль на общую сумму, равную сумме инвестиций. (Закон был пересмотрен в связи с вступлением Венгрии в ЕС — теперь льгота составляет 50% от суммы инвестиций. Аналогичные льготы для СЭЗ действуют и в Румынии.)

Конкуренция на глобальном рынке вынуждает компании искать новые страны для размещения своих производств. Пример Венгрии убеждает, что для получения инвестиций необходимо создать благоприятные условия и активно работать с инвесторами. Сейчас конкуренты Украины — Румыния и Болгария — создают максимально привлекательные условия для прихода инвестиций. Преимуществом этих стран является и то, что вскоре они станут членами ЕС. Россия тоже активно создает специальные экономические зоны, ориентированные на высокотехнологическое производство. Иностранные инвесторы уйдут в эти страны, если Украина не предложит оптимальные условия для их работы.

Jabil из Флориды

Американская корпорация Jabil Circuit была основана в 1966 году в Детройте - центре американской автомобильной промышленности. В 1982-м штаб-квартиру компании перенесли в город Санкт-Петербург, штат Флорида. Международную экспансию Jabil начала в 1993-м, построив завод в Шотландии. На сорока девяти предприятиях Jabil в двадцати странах Европы, Америки и Азии работают 65 тыс. сотрудников. В 2006 финансовом году (с сентября 2005-го по август 2006-го) оборот компании составил 10,2 млрд долларов. Ежегодно эта цифра в среднем возрастает на 25%

Jabil входит в число пятисот крупнейших мировых корпораций, ее акции котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.


Ужгород—Тисайварош—Киев
(c) Максим Благонравин, "Эксперт"

 

11 грудня 2006р.
-->

До теми

Коментарі:

    До цієї новини немає коментарів